Роль IТ в пищевой отрасли

3 августа 2015

Герман ЭпштейнО наиболее актуальных направлениях развития в области IТ и телекоммуникаций в 2015 г. редакции журнала "Технологии и средства связи" рассказал вице-президент по IТ пивоваренной компании "Балтика" и региона Восточная Европа, Carlsberg Group Герман Владимирович Эпштейн.

– Какие классы оборудования в сфере IТ и телекоммуникаций, на ваш взгляд, необходимы сейчас для FMCG-отрасли и почему?

– Необходимо производить четкое разделение между производственными (production) и офисными (office) IТ. С точки зрения офисных – наша компания ничем не отличается от любой другой компании нашего масштаба. В отношении же производственных IТ, безусловно, у нас нет какого-либо суперсложного ПО САПР, зато имеется ПО АСУТП.

Что отличает ту или иную компанию? Во-первых, производимый ею конечный продукт, во-вторых, способ его производства, в-третьих, способ реализации конечного продукта. Этим определяется структура документооборота, т.е. информационных потоков внутри компании, организации или госструктуры. Итак, первичное понятие – это информационные потоки. Именно они и являются объектом автоматизации.

Наша компания закупает некое сырье и трансформирует его в некий конечный продукт, после чего продает его на рынке в розницу и оптом. Соответственно, у нас имеются следующие группы информационных потоков: первая группа связана с организацией закупок сырья, т.е. взаимодействием с нашими поставщиками по заключению и выполнению контрактов на поставку сырья. Вторая группа потоков – поддержка трансформации этого сырья в конечный продукт, т.е. управление производственно-технологическим процессом. После получения готового продукта задействуется третья группа информационных потоков – по взаимодействию с нашими заказчиками, дистрибьюторами и конечными покупателями, т.е. торговыми сетями и торговыми точками. Также поддерживается обратная связь с нашими конечными потребителями, т.е. людьми, непосредственно покупающими нашу продукцию в магазинах. Все остальное – производные от вышеперечисленного.

Например, управление финансами, интеграционные процессы планирования и поддержки принятия решений, отчетность и т.д. – все они используют для информации первые три группы.

– Многие компании FMCG-отрасли запустили мобильную систему управления продажами. Расскажите подробнее о данном проекте компании "Балтика".

– Мобильная система управления продажами компании "Балтика" известна на российском рынке достаточно широко и давно – с 2003 г. Это одна из крупнейших на территории РФ централизованных, унифицированных, стандартизированных систем управления продажами. В этой системе работает порядка 10 тыс. пользователей, большинство из которых не являются сотрудниками пивоваренной компании "Балтика". Поскольку мы работаем по принципу "покупатель нашего покупателя – наш покупатель", мы стремимся к тому, чтобы контролировать и управлять всей цепочкой создания стоимости – вплоть до прилавка магазина. Поэтому и наши торговые представители, и торговые представители наших дистрибьюторов – все они работают с нашей CRM-системой. Они принимают заказы и выполняют требования по продвижению нашей продукции не только у наших прямых клиентов, с которыми у нас заключены договоры, но и у тех клиентов, которые обслуживаются нашими дистрибьюторами.

Помимо приема заказов в каждой торговой точке выполняются работы по мерчандайзингу и т.п. – список обязанностей торгового представителя достаточно широк. Начиная со штаб-квартиры все задания "каскадируются вниз" в региональные офисы, а оттуда – непосредственно исполнителям. Согласно уровням иерархии задачи могут быть как глобальными, так и региональными, а также локальными – на уровне управление группой торговых представителей. Все принятые заказы и дополнительная информация, например мониторинги рынка, поднимаются "наверх" в центральную CRM-систему, находящуюся в Санкт-Петербурге, представляющую собой полностью облачное решение. Таким образом, вся работа идет через Интернет. Здесь заказы консолидируются, а далее через систему шлюзов поступают в ERP-системы наших партнеров. С системами наших дистрибьюторов установлены бесшовные соединения, а с системами торговых сетей обмен электронными данными осуществляется, соответственно, через EDI-портал. В год наша система обслуживает многие миллионы заказов и наших сотрудников не только на территории РФ, но и в Беларуси, Казахстане, Украине, Азербайджане, Узбекистане, Молдове и Киргизии.

Более того, мы пошли дальше и включили в нашу CRM-систему всех заинтересованных лиц, в первую очередь, это все сотрудники компании. Это приложение получило название MiniCRM, Теперь каждый, кто видит несоответствие в точке продаж, может, зайдя в систему, идентифицировать название этой торговой точки через GPS-позиционирование и сообщить об этом напрямую сотруднику, отвечающему за данную торговую точку, с приложением фотографий, и несоответствие будет устранено в кратчайшие сроки.

– На современных предприятиях информационные технологии являются критически важным ресурсом для бизнеса, принимающим участие в формировании прибыли. В то же время затраты на саму IТ-службу должны быть минимизированы. Как компании "Балтика" удается находить баланс между бизнесом и IТ?

– У себя в компании мы не разделяем бизнес и IТ. Многие компании поступают ровно наоборот и тем самым совершают критическую ошибку. Я уже неоднократно говорил, выступая на различных мероприятиях, о том, что на определенном уровне развития корпоративных IТ считаю наличие в компании IТ-стратегии крайне вредным. Устанавливаемые ответственными людьми в рамках такой стратегии цели и задачи зачастую существуют отдельно и в результате идут вразрез с целями и задачами бизнеса. Самой правильной IТ-стратегией является бизнес-стратегия развития предприятия. Информационные технологии выполняют сервисную функцию, и их задача – обеспечить эффективную работу компании при непрерывно меняющейся конъюнктуре. Не IТ-системы должны быть критическими, отказоустойчивыми и т.д., а, наоборот, таковыми должны быть сами бизнес-процессы. Их реализация должна отвечать определенным требованиям, а IТ должны обеспечить эффективное выполнение этих требований. Одним словом, не IТ управляют бизнесом, а бизнес управляет IТ. И вот результат, "Балтика" занимает лидерское положение на пивоваренном рынке России благодаря отлично отлаженным процессам на производстве, в продажах, при других бизнес-процессах, и IT является неотъемлемой частью этого успеха.

– Многие промышленные предприятия страдают, если можно так выразиться, от недостаточной автоматизации как посредством глобальных продуктов, так и через многообразие функциональных решений. Какая работа ведется в этом направлении в компании "Балтика"?

– Компания не может страдать от недостатка автоматизации. Компания может страдать либо от недостатка ресурсов, либо от недостатка компетентности собственных сотрудников, последнее, кстати, тоже является ресурсом. При надлежащем и грамотном использовании денежных ресурсов у вас появляются "правильные люди", способные обеспечить правильное функционирование бизнес-процессов. В том числе – адекватную автоматизацию.

Иначе говоря, адекватность автоматизации определяется адекватностью менеджмента. Нельзя взять и купить готовый бизнес-процесс. Это весьма часто встречающаяся глобальная ошибка, когда люди, покупая информационную систему, считают, что тем самым они покупают бизнес-процесс. Бизнес-процесс можно только создать, а вот правильная IТ-система позволит ему эффективно функционировать. Если же сотрудники недостаточно компетентны, а руководство не понимает, чего оно хочет, то даже если купить самую лучшую в своем классе IТ-систему, результата не будет, будет просто ненужная дорогостоящая игрушка. Покупка инструмента никогда не сопровождается покупкой умения им пользоваться. И наоборот, эффективная и знающая команда даже с минимальным набором грамотно используемых инструментов может достичь великолепного результата. Напомню, наши предки просто с топором строили такое, что теперь очень сложно повторить со всеми суперинструментами.

– В 2013 году представитель компании "Балтика" – Максим Казанцев, начальник отдела бизнес-сервиса – давал интервью нашему журналу*, в котором он рассказывал о приоритетах IТ- и телеком-развития компании: проекты EAM и СЕМ; интеграция и консолидация ИС компаний группы в регионе; продолжение развития дата-центров; расширение SAN; повышение отказоустойчивости; развитие частного облака как сервиса для заводов в России и группе Carlsberg; расширение WAN-сети по России и Восточной Европе; развитие систем ЭДО. Какие из этих проектов закончены, а какие продолжаются до сих пор? Какие преимущества получила компания по результатам реализованных проектов?

– Не существует окончательно, раз и навсегда завершенных проектов. Как говорят, перестал двигаться – значит умер. Проект может быть успешно реализован, запущен в опытную и затем в коммерческую эксплуатацию, в процессе которой он продолжает непрерывно развиваться. Это то, что называется continued improve (постоянное совершенствование). Необходима непрерывная адаптация IТ-систем под изменяющиеся бизнес-процессы. Как правило, прямой эффект от этого continued improve чаще всего почти незаметен. Безусловно, повышается эффективность управления ресурсами, но ведь и конъюнктура, что называется, не стоит на месте. Да, мы внедрили все из названных проектов и продолжаем их поддерживать и дорабатывать. Если взглянуть на финансовую составляющую бизнеса нашей компании, то, несмотря на то, что пивной рынок РФ с 2008 г. сократился на треть, компания "Балтика", тем не менее, остается прибыльной. За счет чего это достигается? Прежде всего – за счет повышения эффективности бизнес-процессов, которое обеспечивает наша информационная система. Если удалось реализовать установленные ключевые показатели эффективности, значит, мы отработали успешно. Не существует экономической эффективности IТ-системы самой в себе, как не существует экономической эффективности телефона самого в себе. Можно лишь говорить об экономической эффективности использования функциональных возможностей телефона, равно как и об экономической эффективности использования функциональных возможностей IТ-системы.

– Функционирование автоматизированных систем напрямую затрагивает интересы промышленных компаний. Вероятность атаки на подобные системы ниже, чем на многие другие, но ответственность, связанная с их защитой, в некоторых случаях несоизмеримо выше. Как компания "Балтика" реализует защиту и обеспечивает работоспособность АСУ ТП? И как можно обосновать затраты ИБ в IТ-бюджете промышленного предприятия?

– Обосновать затраты на информационную безопасность на самом деле достаточно просто. Достаточно посчитать, во что может обойтись предприятию та или иная уязвимость. Если, например, в результате разрушения основной БД вследствие действий какого-нибудь "альтернативно одаренного" студента – пусть даже он ничего не украдет, не продаст на сторону никаких "секретов фирмы" – компания "простоит" хотя бы один день, то ее потери будут целиком обусловлены нарушением непрерывности бизнес-операций. Не будем слишком усложнять, допустим, годовой оборот компании два миллиона евро, делим эту сумму на количество дней в году – вот вам стоимость однодневного простоя. Для обоснования необходимости подсистемы ИБ этой цифры вполне достаточно. Затраты на ИБ для компании оправдываются управлением рисками,. Если же говорить об утечке информации, то, как показывает статистика, определяющим здесь является исключительно человеческий фактор – свыше 90% утечек происходит через подкупленных либо недостаточно квалифицированных сотрудников, без какого-либо взлома IТ-систем компании.

Для защиты АСУТП, являющейся неотъемлемой частью производственной системы компании, требования по организации защиты не отличаются от офисных систем. Здесь, как, впрочем, и во всей информационной системе, мы регулярно обновляем ПО и оборудование, экранируем каналы связи, устанавливаем "заплаты", применяем актуальное антивирусное ПО и т.д.

– Как вы считаете, насколько актуальны сегодня задачи по защите технологических систем? Что мешает обеспечить их адекватную защиту?

– К сожалению, до недавнего времени среди инженеров промышленности бытовало поверхностное отношение к IТ. Для них современное промышленное оборудование ничем не отличалось от оборудования предыдущего поколения. Любой современный промышленный узел, промышленный объект имеет в своей основе компьютер, следовательно, является информационным объектом, подверженным всем мыслимым рискам нарушения информационной безопасности. И в какой-то период количество переросло в качество и начались серьезные проблемы.

Любопытно, но зачастую при поступлении на промышленный объект какого-либо нового узла производитель требует, чтобы ему обеспечили удаленный доступ к узлу, – в противном случае он отказывается принимать на себя любые гарантийные обязательства. Получается, что для соблюдения условий гарантии промышленное оборудование должно постоянно "светиться" в Интернете. Но тогда оно становится мишенью для тех самых "альтернативно одаренных". Чтобы исключить риск перехвата управления и другие риски, должны грамотно применяться как организационные, так и технические меры информационной безопасности. Так же, как и в любой другой критической IТ-системе.

Если подвести итог всему вышесказанному, в условиях серьезной конкурентной борьбы очень важно предельно ответственно и профессионально подходить к выстраиванию бизнес-процессов, в том числе и в IT, но не ограничиваться этим, а постоянно совершенствовать, дорабатывать их, оперативно реагируя на запросы бизнеса. "Балтика" динамичная компания, и все, что мы внедряем, на 100% обусловлено бизнес-необходимостью и четкой управленческой стратегией.

www.tssonline.ru

Наверх