"Мы видим потенциал в развитии сегмента безалкогольного пива"

5 апреля 2017

Яцек ПастушкаПрезидент пивоваренной компании «Балтика», старший вице-президент Carlsberg Group по региону Восточная Европа Яцек Пастушка побывал на Дону с рабочим визитом и встретился с директором завода «Балтика-Ростов», в который вeдущий в РФ производитeль пeнного продолжаeт инвeстировать. Только в 2016 году объeм вложeний в модернизацию производства составил порядка 95 млн рублей.

Визит президента «Балтики» состоялся в хорошee для пивоваренной компании врeмя. Она занимает значимую долю российского рынка. По итогам 2016 года объемная доля «Балтики» составила 34,5%, снизившись всeго на 0,3%. Компания увеличила объемную долю в канале современная торговля на 1,6%. По сравнению с 2015 годом, экспорт компании вырос в объемном выражении на 12%.

В прошлом году компания наращивала коммерческую силу и готовила бизнес к новым условиям, в которых предстоит работать. Это, прeждe всeго, связано с изменениями в законодательстве, оказывающими влияние на ведение бизнеса. Подробности — в интeрвью Яцека Пастушки порталу «ДEЛОру».

— Российское законодательство меняется уже несколько лет. Скажите, пожалуйста, о каких именно "новых условиях", в которых предстоит компании «Балтика» работать в 2017 году, идет речь?

— Производство пивоваренной продукции за последние 9 лет сократилось в России почти на 40%. Экономическая ситуация несомненно явилась причиной такого падения, но она коснулась многих. И все-таки главным катализатором стало непредсказуемое регулирование отрасли. В 2011 году были приняты поправки к закону «О производстве и обороте алкогольной продукции» (№171), после чего пиво было приравнено к алкоголю. С того времени данный закон претерпел существенные изменения: в него было внесено более 300 поправок. В итоге, начиная с 2011 года, регулирование пивоваренной отрасли сопровождается введением экономически и социально необоснованных запретов и ограничений, не практикуемых ни в странах Евразийского экономического союза, ни в иных зарубежных странах.
Более того, с 2007 по 2016 годы ставка акциза на пиво выросла почти в 10 раз. Все перечисленное вместе с неблагоприятной макроэкономической ситуацией, конечно, повлияло на состояние рынка.
В 2016 году были внесены очередные изменения в ФЗ №171, предусматривающие введение с 1 января 2017 года запрета на производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 литра, на розничную продажу алкогольной продукции в такой таре — с 1 июля 2017 года. Считаем, что установленный законом предельный объем потребительской пластиковой упаковки в 1,5 литра является единственно приемлемым для выживания отрасли. Это ограничение жесткое, но все же позволяет производителям пива и смежным отраслям постепенно адаптировать производственные процессы к новым требованиям. Дальнейшее ограничение объема ПЭТ нецелесообразно, поскольку скажется на отрасли крайне негативно.
В целом ограничительные меры и запреты, введенные в отношении пивоваренной отрасли за последние годы, не достигли поставленных целей, а лишь привели к падению рынка пива и переключению части потребителей на крепкие алкогольные напитки, что противоречит заявленному на уровне государства курсу на снижение масштабов злоупотребления населения алкоголем.
По оценкам компании, в 2016 году падение российского рынка пива составило 1-2%. На фоне общего падения рынка пива, по данным ритейл-аудита Nielsen Россия, сегмент безалкогольного пива в 2016 году вырос почти на 12%. Одним из драйверов роста категории можно назвать рекламу безалкогольных сортов, которая производится в соответствии с №38-ФЗ «О рекламе», а также Кодексом коммерческих коммуникаций о безалкогольной продукции на основе пива, разработанным Союзом российских пивоваров в сотрудничестве с Федеральной антимонопольной службой.
В 2017 году компания продолжит перестройку операционной модели для полного соответствия изменениям, внесенным в Закон о торговле.
Важно отметить, для успешного развития бизнеса необходимым условием являются сбалансированное регулирование и готовность к диалогу отрасли и органов государственной власти. Необходимо искать компромисс — с одной стороны, воплощать разумную концепцию государства по снижению злоупотреблением алкоголя и сокращению доли потребления крепкого алкоголя, а с другой — не создавать искусственные препятствия для развития бизнеса.
В 2016 году в целом обозначился новый тренд — модернизация регулирования различных категорий алкогольной продукции в соответствии с особенностями их производства и оборота. Принцип дифференцированного подхода к регулированию алкогольной отрасли будет способствовать формированию основ «умного регулирования» отрасли, включающего в себя повышение конкурентоспособности и открытости рынка, способствующего снижению злоупотребления алкоголем.
В конце февраля 2017 года в рамках Российского инвестиционного форума, прошедшего в Сочи, состоялась рабочая встреча заместителя председателя Правительства Российской Федерации Александра Хлопонина с представителями Союза российских пивоваров.
Александр Хлопонин поддержал идею совершенствования Федерального закона №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с целью введения раздельного регулирования для всех категорий алкогольной продукции, в том числе пива.
Концепция раздельного регулирования пивоваренной отрасли была разработана в 2016 году ведущими российскими экономическими институтами и поддержана отраслевым сообществом.
Говоря про целесообразность отдельного регулирования, важно отметить, что в большинстве стран мира применяется именно такой подход. Это обосновано тем, что у производства и оборота пива есть свои особенности. Главная из них — при производстве пива не добавляется спирт и, соответственно нет необходимости контроля оборота спирта на территории предприятия. Кроме того, пивоваренная промышленность тесно связана с сельским хозяйством, есть свои особенности и по хранению обороту пива.
Предлагаемая концепция сможет наиболее правильно отражать особенности рынка, особенности продукта и создать предпосылки для более адекватных условий для работы пивоваренной отрасли.

— Ваши планы на текущий год? Насколько должны вырасти (на юге страны и в России) объемы производства и продаж (отдельно по пиву и по безалкогольной продукции), какую прибыль вы рассчитываете получить, за счет чего произойдет такой рост?

— В 2016 году компания интегрировала новую стратегию Carlsberg Group «ПАРУСА’22» (SAIL’22) в текущие и стратегические планы, добавив те специфические для «Балтики» меры, которые позволят компании повысить эффективность бизнеса и улучшить динамику продаж на российском рынке.
Стратегия направлена на укрепление нашего основного пивного бизнеса, на выявление возможностей для будущего роста.
«Балтика» видит потенциал в развитии сегмента безалкогольного пива, которое, к слову, также производится на заводе «Балтика-Ростов».
В последние годы компания отмечает усиливающийся тренд роста категории безалкогольного пива в нашей стране. В период с 2012 по 2015 год объемы первичных продаж «Балтикой» безалкогольного пива снижались из года в год, а в 2016 году впервые за последние годы показали рост на двузначную величину, стимулируя тем самым развитие всего сегмента безалкогольного пива, где «Балтика» является неоспоримым лидером с долей около 60%. Росту сегмента, безусловно, способствовала реклама, которая производится в соответствии с №38-ФЗ «О рекламе», а также Кодексом коммерческих коммуникаций о безалкогольной продукции на основе пива, разработанным Союзом российских пивоваров в сотрудничестве с Федеральной антимонопольной службой.
В России сегмент занимает не более 1% рынка, в то время как в Германии составляет 5%, в Испании — 15%. С развитием культуры потребления пива структура предпочтений россиян также постепенно приближается к общеевропейской.
Развитие компанией безалкогольного сегмента полностью соответствует Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, поскольку способствуют постепенному переключению потребителей на безалкогольную продукцию и снижению общего потребления алкоголя.

— Будете ли выпускать и продвигать на южный рынок новые сорта?

— Мы всегда стараемся максимально соответствовать вкусам наших потребителей. Однако, по коммерческим причинам, не можем говорить о своих планах.

— Насколько сильно на юге России вообще и в Ростовской области, в частности, отличается потребление пива в крупных городах и в сельской местности? Где наибольший рост? Насколько принципиально важна для вас региональная глубинка?

— Согласно данным Росстата, структура населения (городское и сельское) по Российской Федерации в 2016 году: городское население составляет 74,1%; Сельское население составляет 25,9%. При этом, за период 2010-2016 данная пропорция практически не изменилась.
Стоит отметить, что в Южном Федеральном округе, в который входит Ростовская область, одна из самых высоких среди остальных ФО доля сельского населения - 37,1% по итогам 2016 года. По данным Росстат (отчет «Продажа алкогольных напитков в натуральном выражении по субъектам РФ») на Южный федеральный округ приходится около 9,3% всех объемов продаж категории «пиво и пивные напитки» (находится на 4-м месте среди восьми ФО).
На «сельскую местность» приходится около 30% объемов продаж продукции компании «Балтика» в регионе «Юг». Для компании важно сохранить устойчивые позиции в регионе.

— Сколько средств и на какие цели компания инвестировала в 2016 году? Сколько из них приходится на ростовский завод?

— Общие объемы инвестиций компании за 2016 год составили 3,12 млрд руб., в том числе в производство 1,4 млрд руб. В прошлом году инвестиции в ростовский филиал компании составили порядка 95 млн рублей. Средства были направлены на модернизацию производства.
К слову, наш ростовский филиал продолжил реализацию инициатив по повышению эффективности инфраструктуры завода, позволяющих экономить энергоресурсы.

— На 2017 год руководство пивоваренной компании «Балтика» и Carlsberg Group. ставит задачу дальнейшего снижения уровня заемных средств. Правильно понимаю, что и в предыдущие годы, и сейчас вы активно берете кредиты в банках? Можете сказать, в каких именно банках, на какие цели (пополнение оборотных средств, инвестиции в производство и сырьевую базу, финансирование НИОКР и т. д.) и в каком объеме вам предоставляются такие средства (в среднем за год, можно порядок цифр: от — до)?

— Компания «Балтика» не является публичной компанией и не раскрывает финансовые показатели деятельности во внешней среде.

— Что именно должно измениться в компании «Балтика», благодаря реализации стратегии «ПАРУСА'22»? К каким показателям в России вообще и на юге, в частности, вы должны прийти? Какие из этих позитивных изменений мы увидим уже в 2017 году?

— Как я ужe говорил, в 2016 году компания интегрировала новую стратегию Carlsberg Group «ПАРУСА’22» (SAIL’22) в текущие и стратегические планы, добавив те специфические для «Балтики» меры, которые позволят компании повысить эффективность бизнеса и улучшить динамику продаж на российском рынке.
Наша стратегия направлена на укрепление основного пивного бизнеса, на выявление возможностей для будущего роста и на повышение ценности для наших акционеров.
Для компании важно обеспечить устойчивый рост за счет повышения прибыли, маржи и доли рынка. Компания стремится укрепить позицию №1 на пивоваренном рынке России, а также занять позиции для будущего роста (стимулировать рост в географии и сегментах, где мы видим долгосрочные возможности роста как например, безалкогольное пиво).
Отдельный блок стратегии отведен устойчивому развитию. Carlsberg Group определила четыре приоритетные направления устойчивого развития — Энергия и углеродный след, Вода, Ответственное потребление и Охрана труда и безопасность. Комплексный подход применяется во всех четырех направлениях и интегрирован по всей цепочке приращения стоимости. Компания будет развивать проекты по этим направлениям, в том числе и на Юге.
С 2013 года в России пивоваренная компания «Балтика» начала развивать собственные проекты в данной сфере еще до внесения поправок в Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления», предусматривающих ответственность производителей за утилизацию бытовых отходов от своей продукции. Уже более семи лет компания ведет системную работу по сокращению образования различных видов отходов и увеличению доли повторно используемых и перерабатываемых материалов, в том числе упаковки.
Компания ведет раздельный сбор отходов упаковки как на производстве, так и с рынка. С 2013 года «Балтика» вместе с партнерами — тарными операторами реализует проект «Принеси пользу своему городу», цель которого — содействовать развитию системы раздельного сбора отходов в России. На сегодняшний день проект охватывает 12 городов, в том числе Ростов-на-Дону.  Всего в рамках инициативы установлено более 2 000 контейнеров для раздельного сбора отходов упаковки (стекло, ПЭТ-бутылка, алюминиевая банка, картон).
Сейчас в Ростове установлено более 80 контейнеров для раздельного сбора. Стекло направляется на переплавку для использования в производстве новых бутылок, а ПЭТ-отходы — спeциализированным переработчикам.

http://www.deloru.ru/article/666948/

deloru.ru (4 апреля 2017г.)

Наверх