Российский бизнес Carlsberg смог не только выйти из кризиса последних десяти лет, но и набрался смелости объединить крупные рынки Восточной Европы.
Мортен Джаспер
11.09.2020, 11:30
Пока внимание мира было приковано к корона-кризису, Carlsberg удалось незаметно приостановить упадок на огромном российском рынке.
С Ларсом Леманном во главе российского бизнеса датская пивоваренная компания радикально изменила свой курс, в результате увеличив объем отгрузок своей продукции в условиях высокой конкуренции на 3% в первом полугодии 2020 г.
С 1 января Carlsberg изменит карту своего бизнеса и скорректирует баланс трех основных регионов компании, передав десяток стран Западной Европы в ведение восточноевропейской ветви группы. Это решение руководства группы подчеркивает, с каким оптимизмом Carlsberg смотрит на российский рынок, который был для датской компании своеобразной обузой в течение последних десяти лет.
«Наша стратегия развития бизнеса, которую мы называем планом «Б» или планом перезагрузки «Балтики», доказала свою эффективность. Вот почему мы не боимся расширить границы своего региона. Те, у кого проблемы, не берут на себя большую ответственность», — говорит Ларс Леманн.
Господин Леманн — член правления Carlsberg Group, а с весны 2019 г. возглавляет регион Восточная Европа, одновременно выступая как президент крупной дочерней компании Carlsberg — «Балтики». Под руководством Ларса Леманна «Балтике» удалось остановить сокращение занимаемой компанией доли рынка, значительно уменьшить затраты и повысить производительность. В этом году объем выпущенного компанией пива увеличился на 20% по сравнению с прошлым годом.
«По всем признакам Carlsberg удалось нивелировать тенденцию к снижению продаж. На протяжении нескольких кварталов ситуация выглядит контролируемой», — утверждает аналитик Банка Дании (Danske Bank) Йонас Гульдборг Хансен. При этом он добавляет, что по его собственному опыту, на рынке, подобном российскому, необходимо больше времени, чтобы увидеть реальные изменения.
Чтобы добиться большей сбалансированности между своими регионами, Carlsberg перемещает Балканы, страны Прибалтики, Венгрию, Болгарию, Грецию и Италию из региона Западная Европа в Восточную — под руководством Ларса Леманна.
Перестановка внутри трех регионов группы была обнародована в полугодовом отчете Carlsberg, вышедшем в августе. Это означает, что вышеперечисленные страны теперь относятся не к Западной Европе, а единому региону Центральной и Восточной Европы.
Минимальный риск
Отчасти это объясняется повышением показателей по рынку, отчасти — изменившейся в лучшую сторону картой рисков, существующих на российском рынке.
«Российский рынок, наряду с китайским, по-прежнему является одним из крупнейших в группе. При этом доходы на столь крупном рынке в последнее время значительно ниже, чем когда-либо. Но сейчас наш бизнес в России приблизился по показателям к другим крупным компаниям, входящим в состав группы», — говорит Ларс Леманн.
Около десяти лет назад объем российского рынка составлял почти четверть всего оборота Carlsberg. К 2019 г. его доля сократилась до 11%, следовательно, этот рынок уже не мог требовать к себе особого отношения. Картина проясняется, стоит только взглянуть на долю Восточной Европы в общем доходе Carlsberg Group: в 2009 доход в регионе (прибыль до уплаты процентов и налогов) составил 55 %, а к первой половине 2020 г. упал до 21% от общего объема.
Трудности Carlsberg в России начались после приобретения компании Scottish & Newcastle в 2008 году, владевшей компанией «Балтика». Как объясняет аналитик Банка Дании (Danske Bank), Йонас Гульдборг Хансен, вскоре после этого власть в России поменяла свое отношение к употреблению алкоголя: «Россия значительно повысила налоги и пошлины на пиво, запретила употребление пива в общественных местах, а также рекламу пива».
Йонас Гульдборг Хансен полагает, что перераспределение регионов Carlsberg имеет смысл, так как разница между объемом рынков Восточной и Западной Европы стала слишком велика.