Меню

Алексей Кедрин: «Пивной рынок продолжает падать»

Начиная с 2009 года, в России стабильно снижаются объемы потребления пива и пивных продуктов. Во многом тренд обусловлен постоянно меняющимся законодательством и объемным рынком нелегальной продукции. Сейчас регулирование в сфере пивного производства становится череcчур жестким, что не очень радует производителей: вводятся новые требования к упаковке, в том числе и исключение ПЭТ, более серьезно регулятор подошел к вопросу лицензирования. О том, как повлияют законодательные инициативы на данную бизнес–сферу, ДГ рассказал вице–президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям региона Восточная Европа компании «Балтика» Алексей Кедрин.

Алексей, какие инициативы сегодня обсуждает Союз пивоваров с государственными органами? 

На сегодня мы инициируем обсуждение порядка 10 регуляторных инициатив, какие–то из них более тяжелые, какие–то — менее, но все они крайне значимы для развития нашей отрасли. Например, обсуждаем определения правил хранения пива на складах — это давняя история, окончательного решения по которой еще не принято. Из более тяжелых — обсуждение рисков, к которым приведет запрет ПЭТ или введение лицензирования.

Ограничения на объем ПЭТ: «двушки» уже убрали из оборота, что дальше и к чему это может привести? 

В марте текущего года появился очередной законопроект об ограничении ПЭТ, сейчас принято решение в соответствующем комитете Госдумы о вынесении данного законопроекта на первое чтение и, если закон будет принят в его нынешней редакции, с 1 января 2019 года запретят продажу в ПЭТ объемом более 1 литра, а с 1 января 2020 года в ПЭТ объемом более 0,5 литра. Сегодня в ПЭТ в России реализуется около 40% продукции (среднее значение по регионам. — Ред.). Есть регионы, где эти объемы достигают 70% и более, например, Дальний Восток, соответственно, этот закон существенно пошатнет работу завода, на котором 70% продукции разливается именно в ПЭТ.

А уже введенные ограничения по ПЭТ как–то отразились на бизнесе? 

Конечно. Запрет ПЭТ объемом более 1,5 литров уже дал нам минус 5% в общих объемах. Что будет с рынком, если введут запрет на литр и пол–литра, сейчас сказать довольно трудно. Одно ясно, что эти сдвиги заденут не только производство, но и всех участников цепочки, включая конечного потребителя. Кроме того, сейчас сложно спрогнозировать цену на алюминиевую банку, на бутылку, ясно одно — это будет рост гораздо больший, чем 1–2%.

Зачем нужно было вводить ограничение по ПЭТ, на ваш взгляд? 

Адекватных оснований для подобного рода действий я назвать не могу. Эта история появилась еще лет 7 назад и тянется до сих пор. За время дискуссии там приводились всевозможные аргументы. С моей точки зрения, резкая смена аргументации — явный признак скрытой мотивации. Я считаю, что ограничение по ПЭТ — это не что иное, как искусственное создание препятствий для отдельно взятого вида упаковки, в угоду другим видам тары. При этом ПЭТ совершенно инертный материал, он безопасен, его используют и в легкой промышленности, в медицине из него изготавливают и искусственные клапаны для сердца, и медицинские материалы. По характеристикам хранения он ничуть не уступает алюминиевой и стеклянной таре.

Тот аргумент, что большой объем приводит к алкоголизму, — это был красивый щит. Давайте посчитаем, сколько алкоголя находится в литровой бутылке пива — примерно 50 мл спирта, а в литровой бутылке водки — 250 мл. Если уж мы и говорим об алкоголизме, тогда необходимо пропорционально уменьшать размер тары всех напитков: пиво будем продавать в таре 0,5 литра, вино — 0,25 литра, а водку — в 0,02 литра. Есть логика алкоголизма, есть логика материала, а есть логика «кто–то за этим стоит».

Лицензирование — трудоемкий и затратный процесс, а есть ли в нем смысл? 

Лицензирование в целом создано как институт, который связан с отраслями, обеспечивающими безопасность жизни граждан, страны и так далее. Исключением стало лицензирование крепкого алкоголя, которое ввели в связи с большим объемом нелегальной продукции на рынке. Но, несмотря на то, что уже 21 год лицензирование как мера применяется в крепком алкоголе, теневой рынок (по данным разных источников) колеблется от 25% до 50%. Чтобы вводить лицензирование в пивоваренной отрасли, необходимо понять объем нелегального рынка: насколько он будет проявляться в ближайшее время, и уже потом принимать решения. Сейчас мы с Минфином пришли к пониманию, что лицензирование на этом этапе развития вводить не стоит. Пока есть понятные меры по снижению вероятности роста нелегального рынка пива, необходимо оценить, как они отразятся на ситуации.

Как чувствует себя пивной рынок в целом? 

Стабильно падает. В России по прошлому году по алкогольному пиву мы («Балтика») упали на 5%, наибольшее падение произошло в сегменте ПЭТ, но при этом вырос спрос и потребление безалкогольного пива, порядка на 14%, поэтому мы приняли решение развиваться в этом направлении и разработали безалкогольный аналог практически ко всем нашим алкогольным маркам.

 

Автор: Евгения Гладущенко
http://krasnodar-magazine.ru/aleksej-kedrin-pivnoj-rynok-prodolzhaet-padat/

krasnodar-magazine.ru (6 июня 2018г.)