Одной из ключевых задач, стоящих перед российской пивоваренной отраслью, сегодня является возрождение хмелеводства, которое десятилетиями находилось в упадке. Компания «Балтика» активно работает над тем, чтобы вернуть Россию в число лидеров производителя качественного хмеля. В интервью «Сфера медиа» ведущий эксперт по технологии пивоваренной компании «Балтики» Игорь Матвеев рассказал, как компания развивает российское хмелеводство, какие сложности преодолевает, и какие перспективы открываются перед пивоваренной отраслью.
— Игорь, расскажите о вашем профессиональном опыте в «Балтике».
— С 2005 года я работаю в компании, и за это время занимался различными проектами, связанными с группами сырья для пивоварения. Сейчас моя основная задача — это курирование проектов по хмелю и ячменю, важнейшим составляющим процесса производства пива.
— Какие изменения в производстве сырья для пивоварения произошли за эти годы?
— Ранее мы зависели от импортных поставок сырья. Мы закупали немецкий ячмень, европейские сорта хмеля. Со временем возникла необходимость перехода на отечественное сырье, особенно в условиях первых волн импортозамещения. Мы начали строить собственные солодовни, как, например, в Туле и Ярославле, и перешли на выращивание ячменя внутри страны.
— Какие трудности возникли в процессе этого перехода?
— Основной проблемой было отсутствие российских сортов ячменя и хмеля, подходящих для пивоварения. Советская селекция в этой области практически прекратилась в 70-е годы, и нам пришлось адаптировать и завозить европейские сорта, которые прижились на наших полях. Сейчас мы полностью обеспечиваем себя ячменем и солодом, а вот с хмелем ситуация сложнее.
— Расскажите подробнее о развитии хмелеводства в России.
— Хмелеводство для нас — это новая ниша. Ранее акционеры «Балтики» не уделяли должного внимания проблеме отсутствия российского хмеля. Сейчас же мы самостоятельно развиваем это направление. Проблема в том, что 95% хмеля, используемого в России, до сих пор импортируется из Европы.
В 90-е годы хмелеводство в России практически исчезло. Ранее в стране было около 5000 гектаров хмеля, но за считанные годы объемы сократились до минимальных показателей, а институты, занимавшиеся селекцией и технологиями выращивания хмеля, были закрыты. Ситуацию усугубило отсутствие оборудования для его производства. Одним из регионов, где хмелеводство сохранилось, является Чувашская Республика.
Именно там компания решила запустить проект по выращиванию хмеля, выкупив активы одного из хозяйств — в Вурнарском районе Чувашии, где сейчас возделываются 22 гектара действующих хмельников. Кроме того, здесь же на территории 38 га, закладываются новые хмельники. Однако этих площадей пока недостаточно для потребностей компании и отрасли в целом.
Стоит отметить, что правительство республики оказывает всестороннее содействие отрасли региональным МСХ, что также помогает в развитии проекта компании.
Упадок отрасли сказался и на оборудовании по переработке хмеля. Хмелеводы в Чувашии в основном работают на оборудовании из Чехословакии, поставленном в 80-е года прошлого столетия во времена СССР. В нашем хозяйстве также используется подобный комплекс 1984 года выпуска. В последнее время, в этом направлении появились отечественные разработки, компания заказала новое оборудование также в Чувашии, в 2025 году планируем переработать урожай на нем.
В 2024 году мы собрали первый собственный урожай хмеля в Чувашии и сварили сорт «Сезонное» с использованием 100% чувашского хмеля, и этот продукт — наш гордость.
— Какие еще регионы планируете развивать?
— Компания «Балтика» не останавливается на Чувашии и рассматривает возможности масштабирования проекта на другие регионы, подходящие для выращивания хмеля. Подходящими регионами могли бы быть Липецкая область, Краснодарский край, Республика Алтай. Эти регионы имеют благоприятные климатические условия. Мы уже закупаем хмель у одного из хозяйств на Алтае, и рассматриваем возможности по расширению взаимодействия.
В каждом регионе хмель при выращивании имеет свою специфику, что позволяет варить пиво с уникальным вкусом.
Для хмелеводства может быть интересна территория Северного Кавказа, где природные условия идеально подходят для выращивания хмеля. Считается, что хмель изначально произошел с Кавказа, и дикие сорта до сих пор можно найти в горных районах. Эти образцы могут быть использованы для селекции новых российских сортов.
Таким образом, усилия компании «Балтика» направлены на развитие новых, уникальных, сортов хмеля, которые станут важной частью российского пивоварения.
— Какую роль играет хмель в пивоварении и чем отличается российский хмель от зарубежного?
— Хмель — это душа пива, он определяет его аромат и горечь. Даже один и тот же сорт культуры, выращенный в разных регионах, может дать совершенно разные вкусовые оттенки. Мы сейчас активно используем алтайский хмель для «Балтики 7», и его аромат значительно отличается от чувашского хмеля. Я верю, что развитие отечественного хмелеводства позволит создать уникальные сорта пива, которые будут конкурировать на мировом уровне.
Мы надеемся, что крафтовая революция, подобная той, что произошла в Америке, где местные сорта хмеля сыграли ключевую роль в появлении нового поколения пивоваров, произойдет и у нас в России. Уверен, что мы обладаем всеми шансами возродить хмелеводство.
Развитие российского хмелеводства открывает новые перспективы для пивоваренной отрасли, а усилия таких компаний, как «Балтика», являются важным шагом для создания качественного отечественного продукта.
«Сфера Медиагруппа» поддерживает инициативы по популяризации отечественного хмеля. В рамках этой миссии «Сфера конгресс» (входит в «Сфера Медиагруппа») организует конференцию «Российский хмель», которая пройдет в Санкт-Петербурге 13–14 августа 2025 года. Мероприятие станет площадкой для обсуждения актуальных вопросов, обмена опытом и укрепления сотрудничества между производителями, учеными и пивоварами.
sfera.fm