На неделе пришла новость от датской пивной компании Carlsberg о прекращении переговоров с Россией. Цитируем их письмо как есть: "Мы пришли к выводу, что в настоящее время не видим путей решения проблемы выхода из России на основе переговоров. Мы отказываемся от принуждения к сделке на неприемлемых условиях, оправдывающих нелегитимный захват нашего бизнеса в России".
На неделе пришла новость от датской пивной компании Carlsberg о прекращении переговоров с Россией. Цитируем их письмо как есть: "Мы пришли к выводу, что в настоящее время не видим путей решения проблемы выхода из России на основе переговоров. Мы отказываемся от принуждения к сделке на неприемлемых условиях, оправдывающих нелегитимный захват нашего бизнеса в России".
Во первых, никакого захвата бизнеса Carlsberg в России нет. Они как были собственниками "Балтики", так и остаются. Во-вторых, многомесячные переговоры о судьбе этого бизнеса ни к чему, к сожалению, не привели, поскольку ни одно российское предложение в рамках рынка и закона датчан не устроило, а своего они так и не выдвинули – ни одного.
Теперь дальше. 15 лет Carlsberg владел "Балтикой" – с 2008 года по настоящее время. Путем перепродаж в своЕ время у датчан оказались 10 пивных заводов и все региональные торговые марки. Их более десятка: "Балтика" как флагманский бренд плюс целый ряд успешных региональных, например, "Арсенальное" в Туле, "Дон" в Ростове-на- Дону, "Самара", "ДВ" в Хабаровске, "Ярпиво" в Ярославле.
За эти 15 лет под датским игом "Балтика" сократила производство на 40%. За счет нарушения технологий снизилось и качество. Производство не развивалось, не обновлялось оборудование, на технический прогресс датчанам было наплевать. Отсюда и результат. Если "Балтика" в 2008 году имела 43% пивного рынка в России, то сейчас – лишь 26%. Весь хмель при этом как импортировался из-за рубежа, так и импортируется. Хотя высококачественный хмель в российской средней полосе можно выращивать. А ведь это – основной компонент в сырье для пива. Наконец, Carlsberg ничего не инвестировал в Россию, переводя 100% прибыли, а то и больше на дивиденды за рубеж.
Дабы остановить отрицательные тенденции, президент Путин своим указом от 16 июля, не лишая пока Carlsberg собственности, ввел в компании "Балтика" внешнее управление от имени "Росимущества. Ответ был недружественным – Carlsberg отозвал свое разрешение на производство в России лицензионных сортов пива: Carlsberg, Tuborg, Kronenbourg, Holsten. В то время как сам продолжил на территории СНГ производить бренды "Балтики" – в Казахстане, Азербайджане, Белоруссии. Россия все это время на переговорах предлагала согласовать условия по продаже заводов и брендов России. Датчане саботировали все, ничего не выдвигая взамен. Таким образом, переговоры оказались сорваны. Датчане сами отказались от их продолжения.
Что теперь будет? Будет все хорошо. Сами сделаем пиво – еще больше, честнее и вкуснее. Пивную отрасль будем развивать, как успешно развиваем виноделие. Дело – правильное и выгодное. Тем более что одно рабочее место в пивной промышленности создает до 10 рабочих мест в сопутствующих отраслях. Все хорошо.
Она возвращается. "Тройка" – самый популярный сорт из линейки “Балтики” – в оригинальной рецептуре 1992 года еще варится, но уже решено, что она будет выпускаться в знакомом всем взрослым россиянам оформлении. Синяя этикетка, три волны, колосья ячменя, шишки хмеля и подпись Таймураза Боллоева как знак того, что за качество он ручается лично.
"Стопроцентный солод без каких-либо посторонних добавок. Здесь все показатели, которые были более 30 лет назад. Так что мы возвращаемся к своим истокам", – сказал Таймураз Боллоев, президент ООО "Пивоваренная компания "Балтика".
На линии розлива уже идет пробный запуск, хотя сам розлив – через неделю. Пока испытывают оборудование. 12 тысяч бутылок едут по линии конвейера. "Тройка" давно не выпускалась в стекле – нужно проверить корректность работы всех систем.
"Каждая бутылка уникальна. Мы должны проверить, как на ней будет располагаться этикетка, как она будет вести себя на линии, как будет выдерживать внутреннее давление пива. Очень много параметров, которые мы контролируем", – рассказывает Денис Кузякин, начальник линии розлива.
"Тройка" – первый сорт, который будет перевыпущен при новом старом руководстве "Балтики". Таймураз Боллоев вернулся в компанию, которую он же и основал, спустя 18 лет. Из них последние 15 предприятие входило в датский концерн Carlsberg, но в июле "Балтику" так же, как и Danone, передали во временное управление Росимущества. Решение правительства назначить руководителем Боллоева связано с тем, что он по большому счету – создатель современной российской пивной отрасли. При нем доля компании на рынке достигала 43%, наше пенное экспортировали в 75 стран, а бренд "Балтики" был номером один не только в России, но и в Европе лидировал по объему продаж. Однако когда предприятием завладели иностранные собственники, все эти позиции были утрачены.
"Когда я начинал работать с Таймуразом Казбековичем, весь цех работал, мы за сутки выдавали 450 тысяч ящиков. Сейчас у нас недельный план – 500 тысяч. Сейчас вернулся Таймураз Казбекович, все линии заработают, мы вернем долю рынка. Персонал будет доволен, зарплата будет в норме, вернем позиции, все будет хорошо", – уверен Александр Курманов, начальник цеха розлива.
Людей приучили к мысли, что хорошее пиво отечественным быть не может. Свели к минимуму долю наших брендов, заместив их долю зарубежными. Та же "Тройка" утратила популярность, поскольку была изменена технология, ее варили из более дешевого сырья, а знакомый вкус российского пива заключили в бутылку с иностранной этикеткой. И вот теперь Carlsberg решил отозвать у "Балтики" лицензию на производство.
"Информация о том, что отзываются сорта, нас особо не пугает. Дело в том, что мы производим торговые марки, принадлежащие Carlsberg. Но Carlsberg производит торговые марки, принадлежащие "Балтике". Мы посмотрели, изучили и готовим зеркальное требование о прекращении производства", – сказал Боллоев.
Все 15 лет, что Балтикой владел Карлсберг, деньги компании выводилась в Данию – причем в двойном объеме – общая сумма порядка 6 миллиардов евро. Это дивиденды по итогам года плюс роялти – платежи, которые предприятие обязано было отчислять владельцам авторских прав на иностранные бренды – перечисляли собственно своей же материнской компании. Все это конечно отражалось на ценниках в магазинах
Датчанам развивать российские бренды было попросту невыгодно. В итоге производство пива "Балтика" сократилось почти вдвое, а региональных марок упало просто катастрофически. Стратегия "Балтики" сейчас – возвращение объемов производства отечественных сортов. Конвейер работает круглосуточно, и присутствие человека почти не требуется – все автоматизировано. Банки поступают со склада, промываются, идут на розлив, закупориваются, пастеризуются и упаковываются. Только на этой линии производятся 1000 банок пива в минуту.
Прежде чем запустить продукт в массовое производство, новые экспериментальные сорта тестируют в мини-пивоварне. Контролирует качество продукции научно-исследовательский центр. За соблюдением всех параметров – а их более 300 – следят в лабораториях: каждый завод присылает сюда образцы из каждой партии. Здесь же занимаются селекцией зерна и подбором почв. И именно в этом центре вывели для "Балтики" собственный штамм пивных дрожжей
"Любая уважающая себя компания должна иметь самостоятельные дрожжи, потому что это не только вкус и ароматический профиль, это еще и безопасность. Без дрожжей ничего не получится. Это специальная программа селекции, гибриды получены из природной изоляции. И у нас собственный штамм дрожжей", – отметил Дмитрий Афонин, руководитель исследовательского центра и инноваций пивоваренной компании "Балтика".
Дегустатор не должен знать, какую именно марку он пробует. Каждый образец нумеруется. Все три сварены на "Балтике", но одно пиво позиционируется как немецкое, второе – как французское, а третье – наше, российское. Оцениваются аромат, внешний вид, показатели – сладость, кислотность, горечь.
На "Балтике" с самого начала придерживались принципа, что промышленное производство пива не должно сильно отличаться от домашнего. Считается, что успех компании принес старинный осетинский рецепт из маленькой горной деревни. Село Цей, 1700 метров над уровнем моря. Секреты пивоварения здесь веками передаются из поколения. Аслан варит так, как научила его прабабушка. Вероятно, дело в пропорциях и качестве продуктов, ингредиенты все известны – их всего-то три.
Натуральное российское пиво из натуральных российских продуктов – к этому и стремится "Балтика". Пивоваренный ячмень из зерна, подготовленного компанией, выращивают порядка 60 фермерских хозяйств из 13 регионов. Есть собственные солодовни. Но вот с отечественным хмелем – проблемы. Пивовары обеспечены им всего на 5%, остальное приходится везти из-за рубежа. Такая ситуация – со времен горбачевской антиалкогольной кампании, когда уничтожались не только виноградники, но и плантации хмеля. Менять положение дел иностранным собственникам пивоваренных заводов было неинтересно – хмель в Россию везли из Германии, Нидерландов и США.
И здесь пивовары рассчитывают на помощь государства. Хмелеводство – как и виноделие – игра вдолгую. Первый урожай посевы дают только через три года. Фермеры должны быть уверены в отрасли, а отрасль – в поддержке. Ну. а пока она – одна из самых зарегулированных в стране. "Это неправильно, это необходимо менять. Нужен отдельный законопроект, который регулировал бы отрасль самостоятельно", – считает Вячеслав Мамонтов, исполнительный директор Ассоциации производителей пива.
Большая часть делянок, где выращивают хмель, сосредоточена в Чувашии. В этом году собрали около 200 тонн, хотя раньше эта цифра была выше трех тысяч тонн. Теперь хмелеводство республика будет развивать совместно с "Балтикой" – соглашение об этом подписано на всероссийской аграрной выставке "Золотая осень". Большую партию чувашского хмеля поставили на завод в Петербурге специально для изготовления новой "Тройки". В ближайших планах – возрождение и других классических балтийских сортов и локальных брендов.
Под иностранным управлением до недавнего времени было 70% российского пивоваренного рынка. Датчанам тяжело принять мысль о том, что они больше не могут руководить "Балтикой". Carlsberg жалуется на невозможность защитить свои активы и своих сотрудников. Хотя корпорация не только закрыла заводы, но и продала, например, оздоровительный лагерь на Карельском перешейке, где отдыхали дети сотрудников. Соцпакет, которым раньше на "Балтике" в период ее расцвета гордились, был ужат до минимума.
Уход иностранных производителей, который они сами пытаются представить как трагедию для России, – на самом деле шанс для отрасли. Вернуться к золотым стандартам качества, открыть новые сорта и вкусы, вновь начать гордиться своим продуктом. Развиваться, а не кормить зарубежных акционеров.